Warning: stream_context_create() has been disabled for security reasons in /.1/WWW/oteltaganrog.ru/www/wp-includes/http.php on line 979
 Дворец Алфераки | Отель Греческая 6, Таганрог

Дворец Алфераки

«Дворец Алфераки».

Таганрог – это греческое царство, немножко похож на Киев, только здесь… греки. Все греки: разносчики, попы, гимназисты, мастеровые… Даже вывески греческие

Богатые греки строили роскошные особняки.

Особенно поражает своим тяжелым великолепием дворец Алфераки: золоченая лепка, громадный, двухсветный зал с хорами для музыкантов, огромные люстры, одна из гостиниц расписана итальянским художником.

Адрес: ул. Фрунзе, 41.

Тел (8634) 38-34-96.

Построен Дворец Алфераки в 1848 году по проекту известного петербургского архитектора А. И. Штакеншнайдера. Заказчик – Алфераки Николай Дмитриевич – был одним из богатейших помещиков Таганрога. В настоящее время в здании располагается историко-краеведческий дворец.

Величественное здание дворца Алфераки всегда обращает на себя внимание гостей Таганрога своим необычным архитектурным декором; портиком с четырьмя коринфскими колоннами, тяжелыми лепными украшениями в стиле барокко.  Над  парадным  входом  находился  дворянский  герб  рода  Хандриных,  снятый  после  революции.

Внутренний интерьер здания отличался богатой декоративной лепкой. Его дополняли пышные люстры, изразцовые камины, паркетные полы, дубовые двери. Во двор выходила деревянная веранда с резными колоннами. Имелся прекрасный фруктовый сад. Даже здание каретника отличается оригинальной архитектурой и сохранилось до наших дней. Такое описание декора здания находим у Александра Баландина: « Здание имеет четыре декоративных колонны смешанного стиля, не имеющих своего архитектурного назначения - поддержки антаблемента, по бокам головы львов, а наверху Клио (муза истории у греков) и Урания - муза астрономии). Фасад несколько суроват, но все же здание удачное в архитектурном отношении».

Семья Алфераки относилось к многочисленной на юге России диаспоре греческих поселенцев, основная масса которых появилась на берегах Чёрного и Азовского морей во времена императрицы Екатерины Великой. Первым из рода прибыл в Россию Дмитрий Ильич Алфераки.

Он переселился из Греции после Русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Ему, как офицеру было дано российское дворянство и имение в Приазовье, названное в честь его родины Лакадемоновкой. Переселенцы с островов греческого Архипелага сыграли значительную роль в экономическом развитии края, превращении Таганрога в большой торговый порт, где сосредотачивался экспорт сельскохозяйственной продукции и через который к нам приходили товары с Запада.

Алфераки закончили постройку своего особняка в 1848 году и прожили в нём в общей сложности около 30 лет. Автором проекта был известный архитектор, профессор Петербургской академии художеств Андрей Иванович Штакеншнейдер, признанный на то время авторитет в вопросах дворцовой архитектуры. Несколько позже к дому был пристроен большой двусветный зал, высотою около 9 метров, украшенный картинами, камином и массивными часами.

Лепка античной работы, украшавшая здание снаружи и изнутри, анфиладное расположение парадных комнат, большой двусветный зал, потолочная роспись гостиной, сделанная итальянскими художниками, приближали здание к дворцовому типу. Выстроенный особняк, и по внутренней и по внешней отделке действительно представлял собой настоящий дворец.

Князь М.Г.Голицын, побывавший в Таганроге в 1857 году, писал в журнале «Библиотека для чтения»: «В отношении великолепия в Таганроге есть дома, не уступающие царским палатам. Таков, например, дом известного богача, негоцианта Алфераки, стоящий, по уверению многих, внимательного осмотра по превосходным картинам, статуям, антикам и другим предметам художественной роскоши».

Несколько позже к дому был пристроен большой двусветный зал, высотою около 9 метров, украшенный картинами, камином и массивными часами.

В этом зале Алфераки давали грандиозные балы, на которые приглашалось избранное таганрожское общество, жившие в градоначальстве помещики и знакомые Алфераки из соседних городов. Гости приезжали в роскошных нарядах, привезённых нарочными из Парижа и Вены. Вся мебель в доме, обстановка и сервировка были приобретены за границей.

Рядом с главным двухэтажным домом, где на правах хозяина стал жить помещик-негоциант Николай Дмитриевич Алфераки находился большой флигель коридорной системы, где со своими учителями и гувернёрами поселились сыновья старшего Алфераки – Николай, Ахиллес, Сергей и Михаил. Дети оказались талантливы, но не на коммерческом поприще: Сергей был известным путешественником, Ахиллес стал композитором. К сожалению, все они вели довольно расточительный образ жизни и после смерти Н. Д. Алфераки дела семьи пришли в упадок.

В конце 70-х годов занимавшее весь квартал домовладение перешло к купцу Негропонте, который распродал его по частям. Дворец с садом был куплен купеческим обществом для клуба «Коммерческое собрание».В большом зале часто устраивались концерты с участием приезжих знаменитостей. В 1876 году, будучи гимназистом. А. П. Чехов впервые попал на концерт с участием профессора Петербургской консерватории Л. С. Ауэра и композитора Танеева.

Во время своего пребывания в Таганроге клуб посещал П. И. Чайковский. Тогдашнюю жизнь дворца, неизбежную карточную игру, царящую в клубе, прогулки по саду запечатлены в рассказах Чехова «Ионыч», «Маска», «Моя жизнь».

После революции здание клуба занимали различные советские учреждения, с 1927 года оно было передано краеведческому музею, основанному ещё в 1898 году. Основателем музея по праву считается Антон Павлович Чехов. При его активном участии были собраны экспонаты для художественного отдела музея, оказывал он и финансовую помощь. Была в истории городского краеведческого музея и долгая полоса, именуемая капитально-восстановительными работами. Музей закрыли на ремонт в 1966 году, а завершили его к ноябрьским праздникам 1971. За это время исчезли потолочные росписи, прекрасные цветные плафоны на библейские сюжеты, во многих местах убрали художественную лепнину, унесли в запасники зеркала и скульптуры. Интерьер залов совершенно преобразился. Стиль 70-х отличался художественным минимализмом и обилием производственной тематики.

В 1989 – 96 годах произошло своеобразное возвращение к корням – были проведены реставрационные работы, позволившие во многом восстановить первоначальный облик дворца.

          Каменные "Жертвенники" во дворе музея

Каменные "Жертвенники" во дворе музея

Предстал в прежнем своём великолепии знаменитый двухярусный зал, где проходят концерты, выставки, торжественные бракосочетания, отмечаются памятные даты, вошедшие в историю нашего города.

В 95 – 96 годах открыта ныне действующая экспозиция. С возобновлением традиции концертов и приёмов, музей вновь превратился в важнейший центр культурной жизни города.

Коментарии запрещены